Прецедент: Металлическая клетка в зале суда не для всех
Если подсудимый находится под подпиской о невыезде, должен ли он во время слушания заходить в зарешеченное место, если того требует судья? Адвокат Таир Асанов доказал, что — нет.
Сахира Назарова, Голос свободы, Ош
Ошский адвокат Таир Асанов представляет в суде интересы обвиняемого в хулиганстве, который находится под подпиской о невыезде. Он рассказал редакции, что 10 июля на одном из слушаний в Араванском районном суде Ошской области председатель суда Убайдулла Арзыбаев перед выяснением анкетных данных о личности подсудимого потребовал, чтобы тот вошел в металлическую зарешеченную клетку и там сел на скамью подсудимых. Асанов сразу же отреагировал на эту просьбу судьи возражением.
По мнению адвоката, такая просьба нарушает презумпцию невиновности, так как до вынесения приговора подсудимый не должен иметь никаких внешних признаков виновности. Он считает, что судья своим требованием проявил предубеждение в виновности подсудимого и вел себя предвзято, оказывая психологическое воздействие на его подзащитного.
«Содержание подсудимых в клетке в зале суда является очевидным внешним атрибутом виновности и осуждения, который оказывает непосредственное воздействие на восприятие этих людей судьями и публикой», — считает адвокат.
Он еще раз обратил внимание суда на то, что его подзащитный не содержится под стражей, а находится под подпиской о невыезд. Асанов отметил, что обязательное нахождение подсудимого в клетке во время процесса не прописано ни в одном законе. Но судья остался непреклонен и заявил, что все подсудимые во время заседания должны содержаться в клетке.
Несогласный с данной позицией, адвокат заявил отвод судье. Судья отвод не принял и Асанов обжаловал это решение в Ошском областном суде. Коллегия облсуда удовлетворила жалобу адвоката и дело вернули в райсуд на рассмотрение в новом составе суда.
«Практика водворения в зарешеченное место подсудимого, находящегося под подпиской о невыезде, до сих пор встречается в районных судах. Это пережитки прошлого и с этим надо бороться. Этот пример — прецедент. Хотелось бы, чтобы и другие адвокаты обращали на это внимание», — говорит Асанов.
Отметим, что практика содержания подсудимых в клетках распространена во многих странах бывшего Советского Союза. Россия также не стала исключением, но в 2014 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал незаконной российскую практику содержания подсудимых в клетках, так как посчитал это унижающим достоинство обращением.
Иск в ЕСПЧ подали российские граждане Александр Свинаренко и Валентин Сляднев, дело против которых рассматривалось в различных судебных инстанциях на протяжении шести лет.
В связи с нарушением прав подсудимых, ЕСПЧ обязал Россию выплатить заявителям компенсацию в размере 10 тысяч евро (699 тысяч сомов по старому курсу) за причиненный моральный вред. Кроме того, государство обязали возместить судебные издержки Александру Свинаренко в размере 2 тысяч евро (почти 140 тысяч сомов), а Валентину Слядневу – в размере 4 тысяч евро (почти 280 тысяч сомов).
Сахира Назарова, Голос свободы, Ош
Адрес статьи: http://vof.kg/?p=26321
Следуйте за нами в социальных сетях