КРУГЛОСУТОЧНАЯ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

logo+996 554 999 222

Результаты исследования НЦПП «Соблюдение прав женщин, содержащихся в следственных изоляторах ГСИН»

Результаты исследования НЦПП «Соблюдение прав женщин, содержащихся в следственных изоляторах ГСИН»
Законодательство в уголовно-исполнительной системе не содержит предписаний, поощряющих и облегчающих свидания с женщинами-правонарушителями, в том числе в случаях, когда они содержатся далеко от дома.
???? Закон «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений» устанавливает ограничения всем заключенным под стражу лицам: «не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое».
???? Ограничения закона по числу и продолжительности свиданий противоречат УПК, не предусматривающему таких ограничений и имеющему более высокую юридическую силу по сравнению с законом.
???? Более того, несмотря на конституционный запрет на ограничение прав и свобод в подзаконных нормативных актах, Правила внутреннего распорядка СИЗО вносят дополнительные неуказанные в законах ограничения в праве на свидание, такие как:
• выданное на свидание разрешение, действительно только на одно свидание;
• на свидание с обвиняемым или родственникам допускаются одновременно не более двух взрослых человек.

Как должно быть?

По вопросам свиданий «Бангкокские правила» требуют от администрации закрытых учреждений, в которых содержатся женщины:

  • поощрять и, по мере возможности, облегчать свидания женщин-заключенных с их семьями, в том числе с их детьми, опекунами и юридическими представителями их детей «как необходимое важное условие обеспечения их психического здоровья и социальной реинтеграции»;
  • в тех случаях, когда разрешены супружеские свидания, женщины-заключенные имеют возможность осуществлять это право наравне с мужчинами;
  • давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений;
  • надлежащим образом консультироваться с женщинами, пострадавшими от насилия в семье, для определения тех, кому, в том числе из членов семьи, разрешено их посещать;
  • по мере возможности, принимать меры для смягчения неудобств, которые испытывают женщины, содержащиеся в учреждениях, расположенных далеко от их дома.

Как есть на самом деле?

Исследование НЦПП выявило, что женщины, находящиеся под стражей, практически лишены возможности свиданий с родными. И, хотя в законодательстве указан порядок получения свиданий, 80% женщин, участвовавших в исследовании, указали на отсутствие свиданий по ряду причин:

  1. a. Ходатайствовать о свидании должен адвокат, но у большинства женщин нет частных адвокатов, а адвокатов по линии ГГЮП они видят только в суде. Положение усугубляется тем, что судебные заседания проходят в онлайн-режиме.
  2. b. Персонал СИЗО не информирует о праве на свидание, в связи с чем женщины не знают о порядке получения свиданий (об этом упоминалось выше).
  3. c. Адвокаты убедили женщин, что в их практике не было ни одного случая, когда суд/ следователь удовлетворил бы ходатайство о предоставлении свидания, поэтому «просить бесполезно, все равно разрешение не дадут».
  4. d. Из-за эпидемии необходимо предоставить отрицательный результат ПЦР-теста на COVID-19 для всех посетителей. Средняя стоимость одного ПЦР-теста — 1600 сомов (около 16 USD), что делает невозможным его проведение семьёй из двух человек и более. При этом результат ПЦР-теста для СИЗО действителен только в течение двух недель.

ВЫВОД

Право на свидание в СИЗО нарушается в силу различных причин.

В силу установленной в СИЗО процедуры проведения краткосрочных свиданий через стеклянную перегородку посредством телефонной связи, нарушается право женщины на свидание с детьми в части непосредственного контакта между ней и ребенком в ходе свидания

Сообщить о пытках