НЦПП поддерживает 16 дней активных действий против гендерного насилия
Сегодня стартует ежегодная международная кампания «16 дней активных действий против гендерного насилия» — которая начинается 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, и продолжается до 10 декабря, Дня прав человека.
Кампания проводится ежегодно на протяжении более чем 20 лет для продвижения прав женщин и девочек, предотвращения и искоренения насилия в их отношении.
В 2021 году Национальный центр КР по предупреждению пыток провел исследование «Соблюдение прав женщин, содержащихся в следственных изоляторах ГСИН при Министерстве юстиции КР и подготовил специальный доклад.
Факты и цифры, приводимые в специальном докладе, свидетельствуют о необходимости внедрения гендерных политик, отвечающих потребностям женщин в местах лишения свободы, определяют вопросы, требующие немедленного разрешения. Доклад содержит выводы и конкретные рекомендации по изменению ситуации с лучшую сторону. Доклад можно скачать или просмотреть здесь
Команда Национального центра верит, что данное исследование станет важным шагом на пути к пропорциональному реагированию на преступность женщин с учётом гендерных факторов.
Самые важное из этого исследования мы будем публиковать здесь.
Общая численность тюремного населения в учреждениях ГСИН составляет 8436 человек, из них 8191 мужчин (97%) и 245 женщин (3%).
Как должно быть?
«Бангкокские правила» требуют от государственных органов в отношении женщин-правонарушителей:
- не разлучать их с семьями и общинами без должного учета их биографии и семейных связей;
- по мере целесообразности и возможности применять «альтернативы заключению под стражу до начала судебного процесса и вынесению приговора судом».
Как есть на самом деле?
В законодательстве КР отсутствуют специальные правила применения к женщинам-правонарушителям альтернатив заключению под стражей. Имеются общие формулировки, применимые ко всем обвиняемым (независимо от пола) и видам мер пресечения:
Статья 109 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (далее – УПК) обязывает следственного судью, суд учитывать «обоснованность подозрения, сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства».
Следователи, судьи, прокуроры, несмотря на предоставленные законом возможность и полномочия не ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, на практике применяют её ко всем женщинам, игнорируя обстоятельства и особые ситуации (большинство женщин впервые обвиняются в совершении экономических преступлений, среди них имеются беременные, матери-одиночки, а также матери, имеющие малолетних детей).
На практике не используется механизм обжалования постановлений об избрании меры пресечения в ИВС. Так, согласно статье 116 части 7 Уголовно-процессуального кодекса КР сотрудники ИВС должны в пятидневный срок передавать поступившую к ним жалобу через канцелярию в суд второй инстанции. Однако, только адвокаты обвиняемых подают подобную жалобу в вышестоящий суд
Выводы:
- Выявлено нарушение нормы Конституции Кыргызской Республики, регулирующей сферу гражданско-правовых обязательств, поскольку почти треть женщин содержится в СИЗО по обвинению в совершении экономических преступлений.
- У абсолютного большинства женщин, содержащихся в СИЗО, отсутствует изначально криминальное прошлое. Данный факт не учитывается при избрании меры пресечения.
Что необходимо предпринять?
Необходимо расширить альтернативные меры пресечения, параллельно увеличив сферу их практического применения.
Следуйте за нами в социальных сетях