Смертность в учреждениях исполнения наказания
Смертность в учреждениях исполнения наказания
Серьезные увечья или смерть, наступившие в период содержания под стражей, могут являться нарушением одного или нескольких самых главных прав человека – права на жизнь, на свободу от пыток и других форм жестокого обращения. В связи с этим, государство несет ответственность за любой случай увечья и/или смерти лиц, которых заключают под стражу, независимо от причин произошедшего инцидента.
Согласно международным стандартам, каждый случай требует инициирования расследования и сопровождается рядом мер, направленных на выяснение обстоятельств и установление ответственности за причиненный вред, в том числе на предупреждение подобных случаев в будущем. Перед следственными органами ставятся две основные задачи: 1) установить личную ответственность за смерть определенного лица, в том числе, наступившей вследствие действия/бездействия или халатности; 2) в заключении установить существование или отсутствие более широкой ответственности государства.
Правила Нельсона Манделы закрепили обязанность государства заботиться о тех, кого оно «содержит» в заключении, и это обязательство включает в себя предоставление надлежащей медицинской помощи и обеспечение личной безопасности. Причины смертельных случаев в учреждениях исполнения наказания, такие как: низкий уровень укомплектованности, отсутствие медицинской помощи или необходимого медицинского оборудования, отсутствие программы по профилактике самоубийств и т.д. – относятся к компетенции государства.
Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека определяют не только ответственность органов государственной власти за адекватное реагирование на случаи смерти, увечья или схожего инцидента, но и обязательство по предотвращению на основе различных мер случаев преждевременной смерти или телесного повреждения, пыток или жестокого обращения.
«Доверие к мерам по запрету пыток и других форм жестокого обращения подрывается всякий раз, когда должностные лица, ответственные за подобные преступления, не привлекаются к ответственности за свои деяния. В случае если вслед за появлением информации, свидетельствующей о жестоком обращении, не последует быстрого и эффективного реагирования, то люди, склонные к жестокому обращению с лишенными свободы лицами, быстро придут к убеждению, что они могут продолжать эти действия безнаказанно», — отмечает Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.
Вопрос поэтапного реформирования пенитенциарного здравоохранения поднимается в стране более 15 лет, однако процесс так и не начат. В вопросах повышения качества и профессиональной ответственности медицинских работников системы пенитенциарного здравоохранения, совершенствование качества подготовки медицинских кадров на всех уровнях медицинского образования, поэтапный перевод пенитенциарного здравоохранения в систему гражданского здравоохранения позволят достигнуть значительного прогресса в вопросах охраны здоровья и жизни в местах заключения.
Следуйте за нами в социальных сетях